Музыка для жизни
Она утешает в печали, помогает сосредоточиться, укрепляет память, облегчает усвоение языка...О том, что музыка «жить помогает», нам известно давно. Сегодня психологи объясняют, почему именно.
Целебное искусство
Мудрые всегда признавали особую силу звуков. В IV веке до н. э. Платон утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение».
В западной культуре лечебная сила музыки формально была признана лишь в середине ХХ века. С этого времени психологи стали использовать ее, чтобы помогать людям.
Возникла и особая медицинская специальность – музыкотерапевт. Сегодня музыка стала обязательной частью лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. И специалисты теперь предпочитают говорить даже не о музыкотерапии, а об «искусстве терапевтической музыки».
Юлия Рублева
Полчаса классической музыки в день обязательны для всех детей американского штата Флорида – так велит принятый там уже шесть лет назад закон № 660, иначе называемый Beethoven's Babies Bill. Законодатели штата уверены: музыка не только помогает малышам заснуть в «тихий час», но и способствует гармоничному развитию мозговой деятельности ребенка.
Во Франции благотворное влияние музыки используют в некоторых столичных детских больницах. Их предоперационные палаты похожи на концертные залы: маленькие пациенты, родители и персонал могут играть на музыкальных инструментах, импровизировать или просто слушать кассеты. Классические мелодии сопровождают ребенка до самых дверей операционной; прекрасные и успокаивающие звуки слышны в лабиринтах коридоров, лифтах, оживляя и согревая больничную атмосферу. Врачи убеждены: музыка помогает детям успешнее перенести анестезию, да и само по себе пребывание в клинике.
В английском городе Ньюкасл служба безопасности метро заменила транслируемую в подземке рок-музыку на мелодии барокко – и количество случаев вандализма и агрессии на станциях уменьшилось вдвое!
Факты, согласитесь, удивительные. Хотя сегодня для многих из нас музыка – это лишь развлечение, некий продукт потребления или просто привычный «шумовой фон». Мало кто знает, что у музыкальных звуков есть особая сила.
Звуки материальны
Звон колокольчика или грохот отбойного молотка – все звуки передаются по воздуху, создавая «акустическое давление», которое ласкает или поражает наши барабанные перепонки. У каждого звука своя частота. Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим, но материальны и они. Американские ученые лаборатории Jet Propulsion в Пасадене открыли феномен «звукосвечения». Направляя мощные ультразвуки в стеклянный сосуд с водой, они увидели, как образуются крошечные пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот феномен доказывает реальность физического воздействия звуков на материю, причем не только слышимых, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.
Ритмы тела
Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток… Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.
Исходя из этого принципа, живущий в Лондоне французский ученый Фабьен Маман (Fabien Maman) разработал оригинальную технику терапии. Он устанавливает обычные музыкальные камертоны на биологически активные точки, в частности используемые в акупунктуре, и звуковая волна проходит через все ткани и органы тела пациента, «настраивая» их на благоприятную для них частоту.
Мы чувствуем себя хорошо, когда звуки музыки или окружающей среды вступают в резонанс с частотами нашей нервной системы. С этой физической закономерностью связан успокаивающий эффект так называемых мелодий для релаксации: мозг адаптируется к их темпу, а интенсивность его работы замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.
Эффект Моцарта
Тайну целительных свойств музыки Вольфганга Амадея Моцарта подтвердил Альфред Томатис (Alfred Tomatis), врач-отоларинголог, член Французской академии
медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Он также выяснил, что именно их в основном слышит ребенок в период внутриутробного развития. Смоделировав подобный фон, он
давал слушать записи детям разных возрастов и с разными нарушениями развития – их самочувствие улучшалось. Дело в том, что высокочастотные колебания пробуждают чувство архаической связи с матерью, дают человеку ощущение защищенности, цельности и благополучия. Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.
Мозг меломана
Профессор психологии Гарвардского университета Говард Гарднер (Howard Gardner) доказал, что музыка, подобно речи или математической логике, активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: памяти, внимания, воображения, мышления. Физик Гордон Шо (Gordon Shaw) и психолог Фрэнсис Росчер (Frances Rauscher) провели интересный эксперимент в Калифорнийском нейробиологическом центре проблем обучения и памяти. 50 детей трех и четырех лет распределили по трем группам. В течение восьми месяцев малыши из первой группы индивидуально учились пению и игре на фортепиано; вторая группа «прошла» курс информатики; а третья не получила никакого специального обучения. Затем всем участникам эксперимента были предложены тесты на пространственное восприятие (складывание паззлов, кубиков и т. д.). Группа маленьких пианистов показала высший результат – 31 %. Эксперимент подтвердил: в первые годы жизни восприятие окружающих звуков, так же как и визуальное восприятие, влияет на формирование мозга человека. Любое общение с музыкой помогает развитию ребенка. Если он еще очень мал, знакомство не следует начинать со слишком «тяжелых», комплексных произведений: Прокофьев, Шуман и многие другие классики тоже писали для детей. Вообще лучше слушать и играть ту музыку, которая нравится.
Своя мелодия
Почему одни мелодии нам по душе, а другие, мягко говоря, раздражают? Многие музыкотерапевты пытаются установить связь между психологическими типами личности и музыкальными формами… Тщетно: два человека с близкими по типу темпераментами могут иметь абсолютно разные музыкальные вкусы. На формирование музыкальных (как, кстати, и кулинарных) предпочтений оказывает влияние прежде всего семья, в которой растет ребенок. Музыка на годы сохраняет наши чувства: особый ритм, забытая мелодия, музыкальная фраза или просто какой-то звук через много лет могут вызвать в нашей душе картины прошлого. Если в детстве вас укачивали под серенады Шуберта или адажио Альбинони, став взрослыми, вы наверняка будете питать к ним теплые чувства. А ребенок, который однажды был напуган, к примеру, грохотом цирковых барабанов и фанфар, на всю жизнь может сохранить бессознательную неприязнь к подобному музыкальному жанру…
Восприятие музыки очень индивидуально. К тому же оно меняется в зависимости от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического и физического
состояния. Кому-то лучше всего работается под музыку, другим она, наоборот, мешает сосредоточиться. И все же сказать кое-что о том, как воздействует на нас музыка разных стилей, определенно можно.
Тон голоса
Так же, как вы наблюдаете человека глазами, вам надо наблюдать его и ушами, чтобы определить, что он собой представляет, и может ли он вам быть полезен или вреден. Вам нужно прислушиваться не только к его речи, но и к тому, как он говорит. То, как люди с вами говорят, так же показательно, как и их действия по отношению к вам.
Различение тонов
Тон голоса может играть самую важную роль в определении того, как на самом деле человек относится к себе и к вам. Все, что происходит в голове и сердце, четко отражается в тоне голоса. Многие особенности речи или голоса зависят от генетических условий и привычки.
В большинстве своем те, которые говорят скучным, монотонным голосом, — это эмоционально закрытые люди, страдающие от нерешенных психологических проблем. Им трудно начинать и поддерживать близкие отношения, потому что другим очень сложно понять, «что у таких людей на уме», и общаться с ними открыто и свободно.
Писклявость и болтливость
Если вы столкнетесь с женщиной, которая говорит высоким, с придыханием, чересчур сладким голосом, уносите скорее ноги. Женщины, которые говорят писклявым детским голосом, обычно считают, что они привлекательны, женственны и кокетливы. Такой голос обычно свидетельствует о внутренней агрессии и скрытой враждебности. Если вы находитесь в обществе такой женщины достаточно долго, не удивляйтесь, если услышите, как тембр ее голоса снижается на несколько октав. Посмотрите, как она станет извергать словесную лаву из когда-то изящного ротика.
Если вы слышите, что тон голоса (особенно мужского) поднимается, вам, скорее всего, захочется проверить правдивость его слов. Зачастую это один из признаков, по которым можно понять, лжет человек или говорит правду.
Опасный тон голоса
Люди, которые нападают на вас и обрушивают словесный поток, — злятся на вас, на себя, а может, и на весь мир. Держитесь от них подальше. Очень часто их враждебность заставляет вас так же агрессивно отвечать им. Они даже могут не осознавать, что их голос звучит с такой ненавистью, и будут удивлены, что вы говорите с ними таким недружелюбным тоном. То же относится и к чересчур громким людям. Плюс к своей агрессивности, если только у них нет проблем со слухом, они часто не уверены в себе, нуждаются во внимании и мечтают, чтобы их заметили. Это касается и мужчин с глубоким звучным голосом, которые усиливают его тем, что говорят слишком громко, — особенно в тех ситуациях, когда их и так хорошо слышно.
Задиры часто повышают тон в дополнение к тому, что говорят громко гадости.
Рычащая мышь
Если человек говорит слишком тихо, то вероятно, что у него проблемы со слухом из-за повреждения слухового нерва, что сказывается на речи. Но люди говорят тихим голосом и потому, что они невысокого мнения о себе или не уверены в себе. Они могут быть слишком застенчивы и считают, что их мысли не столь ценны, значимы и важны. Из-за своей низкой самооценки большинство таких людей пассивно-агрессивны.
Они используют тихий голос для того, чтобы заставить других прислушаться к себе или добиться внимания за счет того, что их просят говорить громче. То есть они говорят тихо для того, чтобы выделиться и получить преимущество, заставляя окружающих внимательно вслушиваться в их слова. Говоря тихо, как мышка, они обычно не выдают ни одного своего настоящего чувства.
Откуда хрипота?
Постоянно хриплый или дребезжащий голос трудно назвать сексуальным. Это скорее свидетельствует, что в человеке много скрытой злости. У таких людей зачастую появляются опухоли на голосовых связках, потому что они ими неправильного пользуются. Чтобы избавиться от этих опухолей или мозолей, таким людям нужно, в частности, преодолеть свою внутреннюю злость.
Што вы шкажали?
В детстве шепелявость или присвистывание — вполне нормальные явления, но если эти особенности речи наблюдаются у человека взрослого, то тут уже не все в порядке с психологией.
За исключением людей, у которых проблемы с зубами, вызывающие появление шепелявости (коронки, торчащие зубы, неправильный прикус или отсутствие зубов), многие не смогли избавиться от шепелявости, несмотря на занятия с логопедом.
Оказывается, почти все они получили эмоциональную травму в возрасте шести или семи лет, когда осваивается звук «с».
Психоаналитики, такие как доктор Пол Кантапуло, считают, что люди, неправильно произносящие слова и звуки, застряли в психологическом развитии на уровне ребенка. Специалисты полагают, что взрослый, произносящий неправильно звук «р» (исключая особенности различных диалектов или акцент), обычно имеет много нерешенных в детстве психологических проблем. И аналогично — шепелявость вызывает умиление, если человеку шесть лет, но не 26, 36 или 46!
Помедленнее, я записываю!
Слишком быстро говорящий человек обычно перевозбужден. Он — как торнадо, пытается делать десять вещей одновременно с такой стремительностью, что оставляет после себя расстроенных, раздосадованных и запуганных людей. Такие люди отталкивают, потому что их очень трудно понять. Тем, которые их слушают, кажется, будто их обманывают или втягивают во что-то, хотя тараторки могут иметь самые честные намерения. В большинстве своем у них, как и у тихонь, проблемы с чувством собственного достоинства, и они могут считать, что недостойны быть услышанными.
Ты еще не все сказал?
Некоторые говорят так медленно, что можно слетать из Москвы до Владивостока и
обратно, пока они закончат предложение. Слишком медленно говорящие люди часто поглощены собой, если только их мозг не пострадал от паралича или инсульта или они не умственно отсталые. Они настолько сосредоточены на том, чтобы говорить
правильно, что забывают о собеседнике. Если вы попытаетесь их прервать, они обычно не обращают на вас внимания и продолжают говорить. Эти люди могут разгласить чужие секреты и не говорить правду.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Люди с преувеличенно правильной артикуляцией обычно немногословны и точны в выражениях, и все вокруг должны быть такими же. Эти "правильные" люди с гиперартикуляцией обычно жаждут, чтобы их заметили, сочтя, что они лучше и умнее других. Они часто ведут себя так, претендуя на непогрешимость и абсолютно верно произнося каждый "и" и выделяя каждый "т", будто все знают. В действительности их поведение может скрывать чрезвычайную неуверенность в себе.
Резюме
Остановитесь, присмотритесь и прислушайтесь к окружающим, чтобы знать, что у них на уме.
Обратите внимание на то, как звучит их голос, когда они разговаривают с вами.
Обратите внимание на тон голоса, резкий он или агрессивный, громкий или тихий, на паузы, охриплость, шепелявость и на то, говорят ли они слишком быстро или слишком медленно. Все эти детали очень многое могут сказать о человеке.
|
||||||
|
||||||
Поделиться с друзьями: |
||||||
Мне нравится: (Голосов: 12)
|
||||||
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Другие новости по теме:
Не забудьте оставить ваш комментарий. :)
|
||||||
|
» Подборка картинок (20 фото)